Забавные глупости «умной толпы»
23.08.2004 | «UralOnline»
Это случилось примерно в два часа дня. На небольшом футбольном поле возле нашей школы. Мы с моим пятилетним сыном возвращались с прогулки, и тут я заметил, что на поле со всех сторон стекаются молодые люди. «Видимо, решили мяч погонять», вполне логично предположил я. Мы остановились, чтоб посмотреть матч, однако молодежь в футбол играть не собиралась.
Ребята (человек пятнадцать) деловито раскрыли принесенные с собой сумки и пакеты, вытащили оттуда детские игрушечные машинки, к которым были привязаны веревочки. И… сосредоточено начали ходить туда-сюда по футбольному полю, катая машинки. Действо продолжалось минут десять-пятнадцать. За все время участниками странного спектакля не было произнесено ни слова. Затем молодые люди сложили игрушки обратно в пакеты и удалились.
«Этого еще не хватало, промелькнула в голове мысль, от этой чертовой жары галлюцинации начались…» Из ступора меня вывел смех моего малыша, которому представление явно понравилось. И тут я сообразил, что жара тут не причем, а мы стали свидетелями модного ныне развлечения, имя которому флэш-моб.
Я, конечно, про это явление слышал, но видеть-то никогда не видел, да и к тому же не мог предположить, что мобберы появятся в нашем спальном районе, на школьном футбольном поле, где и зрителей-то почти нет, а значит и оценить акцию в общем-то и некому. Может быть, это была репетиция какого-нибудь более масштабного представления? Вряд ли, ведь никаких репетиций мобберы не проводят. А может, флэш-моб стал уже настолько массовым явлением, что он теперь устраивается везде и всегда? И надо только внимательно смотреть за поведением окружающих?
Для тех, кто до сих пор по какой-то причине не знает, что же такое флэш-моб, поясню: это новая игра, суть которой состоит в следующем: в каком-нибудь общественном месте, в определенное время, как бы случайно, оказывается толпа людей. Каждый человек в толпе делает какие-то странные действия. А потом в строго заданное время покидает место флэш-моба. До начала акции участники друг с другом не общаются и ведут себя так, как будто оказались в указанном месте случайно.
О встрече мобберы договариваются через Интернет и SMS-сообщения. На русский язык флэш-моб (от англ. flash миг и mob толпа) можно перевести как «мгновенное столпотворение» или «мгновенная толпа», но идеологи движения предпочитают говорить о флэш-мобе как об «умной толпе» (smart-mob). Собственно, флэш-моб просто большой прикол, который не преследует каких-либо религиозных, политических или рекламных целей.
Судите сами, чем, если не приколами, можно назвать такие, например, акции: в Германии, на выставке стиральных машин, 200 человек вдруг сделали стойку на одной ноге и принялись поедать бананы. В Японии метро неожиданно заполнили десятки матричных агентов Смитов, «исчезнувших» через пару остановок, а в Италии 300 покупателей дружно потребовали в книжном магазине несуществующую книгу и т.п. Правда, психологи уже назвали флэш-моб социо-культурным феноменом, новым видом социальной активности горожан.
Кто первым придумал эту игру, установить абсолютно точно вряд ли возможно. По официальной версии мобберов, зачинщиком «безобразий» был американец, программист из Сан-Франциско, Роб Занзуэта. Однако сам он говорит, что идею «мгновенной толпы» он позаимствовал из книги известного американского исследователя информационных технологий Говарда Рейнголда «Умная толпа: следующая социальная революция». Рейнголд посвятил исследованию возможностей людей, объединенных современными средствами связи. «Умные толпы, пишет Рейнголд, появляются, когда средства связи и компьютерные технологии позволяют талантам скооперироваться.
Организаторы демонстраций против ВТО в 1999 г. использовали динамично обновляющиеся веб-сайты, мобильные телефоны… Филиппинцы свергли президента Эстраду, выйдя на демонстрацию, которую организовали посредством телефонных сообщений. <…> Технология сделала общество невероятно мобильным. Мгновенная толпа может возникнуть и исчезнуть где и когда угодно для этого нужны примитивные технические средства…». Политику Занзуэта отмел. Осталась общая идея. Впрочем, наверняка, нечто похожее на флэш-моб существовало и раньше. Помню, что, будучи студентами, я и мои товарищи в количестве десяти примерно человек как-то забрели на одну художественную выставку (это было во времена советской власти). Так как мы находились под воздействием различных алкогольных напитков, то настроение у нас было веселое: хотелось покуролесить и пошутить. В какой-то момент, мы, не сговариваясь, остановились возле картины (очередного шедевра соцреализма), на которой был, если мне не изменяет память, поле, трактор, румяный тракторист и весело вяжущие снопы колхозницы (ну или что-то в этом роде), и принялись восхищенно охать, закатывать глаза, цокать языками и восклицать: «Гениально! Потрясающе! Какая экспрессия! А какая глубокая идея! Нет, это просто шедевр!» Посетители выставки косились на нас с испугом, крутили пальцами возле виска. И кто-то даже высказал предположение, что нас, дескать, привели на экскурсию из сумасшедшего дома (который, кстати говоря, находился неподалеку от галереи).
Наша спонтанная выходка отличалась от современного флэш-моба тем, что все мы были друг с другом, разумеется, знакомы, заранее об акции не договаривались и были навеселе (что противоречит принципам «умной толпы»). Но в целом, все равно было похоже на нынешние проделки мобберов. Поэтому, вполне можно сказать, что идея флэш-моба давно витала в воздухе…
Мировая премьера флэш-моба состоялась в июне прошлого года в Нью-Йорке. В одном магазине появилось около 150 человек, которые стали придирчиво рассматривать один из ковров. Удивленные продавцы пытались подойти к посетителям со стандартным вопросом: «Чем я могу вам помочь?». «Покупатели» в один голос завялили, что они выбирают «ковер любви» для своей коммуны. Очень скоро акции мобберов прошли в Денвере и Лос-Анджелесе. Затем «зараза» начала распространятся по миру. 7 августа 2003 г. 300 лондонцев сказали в мебельном магазине: «Вау, вот это диван!». 14 августа сто бразильцев на людной улице Сан Паоло сняли по одному туфлю и постучали им по мостовой.
Первый в истории российский флэш-моб состоялся 16 августа 2003 г., в ГУМе, в центре зала у фонтана, в 19:33. Толпа людей внезапно начала ходить по кругу, а затем аплодировать. Правда, эта ФМ-акция прошла незамеченной, зато следующие наделали много шума: в Питере на Московском вокзале люди с шариками встречали какую-то Татьяну Лаврухину, а в Москве на Ленинградском вокзале ожидали персону, обозначенную на табличках шифром NzR178qWe (говорят, что сначала собирались встречать некоего Владимира Владимировича). Еще одной успешной акцией флэш-мобберов считается акция, проведенная у Центрального телеграфа в которой участвовало человек 40. Игра называлась «Зонтики»: ровно в 14:00 надо было открыть зонт и невозмутимо продолжать движение вокруг Центрального телеграфа, если не будет дождя. Однако дождь все-таки пошел, и все участники, согласно одному из условий акции, вошли с зонтами в здание Центрального телеграфа и, перебивая друг друга, стали спрашивать у сотрудников, сколько стоит отправить телеграмму в Катманду. Изумленные количеством людей, задающих одинаковый вопрос, работники телеграфа отвечали, что цена телеграммы в Катманду 9 рублей за слово. Но никто не смог рассказать, как фактически отправить телеграмму в Непал, и участники представления разошлись.
Очень быстро вирус флэш-моббинга перекинулся на другие города и страны СНГ. В Торговом центре Омска 40 человек молча сели на пол и пять минут завязывали шнурки. В Нижнем Новгороде люди ходили возле памятника Минину и уговаривали его не уезжать в Москву. При этом они держали в руках плакаты с надписью «Козьма, останься!» В Киеве продавщицу конфет замучили вопросом «Как с помощью сладкого поправиться на семь килограммов?». В Одессе люди в черном возложили цветы к пластиковому клоуну «Макдональдса». В общем, флэш-моб начал победоносное шествие по городам и весям. Сейчас, пожалуй, не почти не осталось городов, где бы не проводились акции мобберов.
Естественно, возникает вопрос: а зачем вообще это нужно? Внятный ответ пока дать никто не в состоянии. Возможно, в будущем появятся серьезные исследования на эту тему. Но уже сейчас выдвигаются различные версии. В одной из статей (автор Екатерина Мень), я вычитал, что "любая умная толпа, собравшаяся по частному, только им понятному поводу, наделившая смыслом «беспричинное», неутилитарное собрание добровольно идет на обмен «энергиями». Дескать, «необходимость такого обмена, большей частью даже неосознанного, возрастает в нашем многотиражном мире, где пять миллиардов людей локализованы и глобализованы одновременно. Новая современность диктует новые формы построения отношений».
Еще один автор высказал мнение, что флэш-моб «групповое психологическое упражнение, которое естественным образом появилось в ходе эволюции; лекарство от депрессии, изобретенное самой жизнью, помогающее людям найти себя, очиститься и избавиться от налетевшего в голову мусора». А вот зампредседателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин как-то даже высказал предположение, что ФМ «подготовка к пиаровским акциям или тренировки перед выборами».
Как бы там ни было, но движение флэш-мобберов набирает обороты. Причем, сегодня их акции уже не так спонтанны. И главное мобберы начали организовываться в группы. Они теперь почти не проводят открытый набор, как это было раньше (исключение составляют новички), а иногда стать участником флэш-моба можно лишь по приглашению, исходящему от одного из руководителей такой группы. Жаль. Ведь как весело все начиналось! Это случилось примерно в два часа дня. На небольшом футбольном поле возле нашей школы. Мы с моим пятилетним сыном возвращались с прогулки, и тут я заметил, что на поле со всех сторон стекаются молодые люди. «Видимо, решили мяч погонять», вполне логично предположил я. Мы остановились, чтоб посмотреть матч, однако молодежь в футбол играть не собиралась.
Ребята (человек пятнадцать) деловито раскрыли принесенные с собой сумки и пакеты, вытащили оттуда детские игрушечные машинки, к которым были привязаны веревочки. И… сосредоточено начали ходить туда-сюда по футбольному полю, катая машинки. Действо продолжалось минут десять-пятнадцать. За все время участниками странного спектакля не было произнесено ни слова. Затем молодые люди сложили игрушки обратно в пакеты и удалились.
«Этого еще не хватало, промелькнула в голове мысль, от этой чертовой жары галлюцинации начались…» Из ступора меня вывел смех моего малыша, которому представление явно понравилось. И тут я сообразил, что жара тут не причем, а мы стали свидетелями модного ныне развлечения, имя которому флэш-моб.
Я, конечно, про это явление слышал, но видеть-то никогда не видел, да и к тому же не мог предположить, что мобберы появятся в нашем спальном районе, на школьном футбольном поле, где и зрителей-то почти нет, а значит и оценить акцию в общем-то и некому. Может быть, это была репетиция какого-нибудь более масштабного представления? Вряд ли, ведь никаких репетиций мобберы не проводят. А может, флэш-моб стал уже настолько массовым явлением, что он теперь устраивается везде и всегда? И надо только внимательно смотреть за поведением окружающих?
Для тех, кто до сих пор по какой-то причине не знает, что же такое флэш-моб, поясню: это новая игра, суть которой состоит в следующем: в каком-нибудь общественном месте, в определенное время, как бы случайно, оказывается толпа людей. Каждый человек в толпе делает какие-то странные действия. А потом в строго заданное время покидает место флэш-моба. До начала акции участники друг с другом не общаются и ведут себя так, как будто оказались в указанном месте случайно.
О встрече мобберы договариваются через Интернет и SMS-сообщения. На русский язык флэш-моб (от англ. flash миг и mob толпа) можно перевести как «мгновенное столпотворение» или «мгновенная толпа», но идеологи движения предпочитают говорить о флэш-мобе как об «умной толпе» (smart-mob). Собственно, флэш-моб просто большой прикол, который не преследует каких-либо религиозных, политических или рекламных целей.
Судите сами, чем, если не приколами, можно назвать такие, например, акции: в Германии, на выставке стиральных машин, 200 человек вдруг сделали стойку на одной ноге и принялись поедать бананы. В Японии метро неожиданно заполнили десятки матричных агентов Смитов, «исчезнувших» через пару остановок, а в Италии 300 покупателей дружно потребовали в книжном магазине несуществующую книгу и т.п. Правда, психологи уже назвали флэш-моб социо-культурным феноменом, новым видом социальной активности горожан.
Кто первым придумал эту игру, установить абсолютно точно вряд ли возможно. По официальной версии мобберов, зачинщиком «безобразий» был американец, программист из Сан-Франциско, Роб Занзуэта. Однако сам он говорит, что идею «мгновенной толпы» он позаимствовал из книги известного американского исследователя информационных технологий Говарда Рейнголда «Умная толпа: следующая социальная революция». Рейнголд посвятил исследованию возможностей людей, объединенных современными средствами связи. «Умные толпы, пишет Рейнголд, появляются, когда средства связи и компьютерные технологии позволяют талантам скооперироваться.
Организаторы демонстраций против ВТО в 1999 г. использовали динамично обновляющиеся веб-сайты, мобильные телефоны… Филиппинцы свергли президента Эстраду, выйдя на демонстрацию, которую организовали посредством телефонных сообщений. <…> Технология сделала общество невероятно мобильным. Мгновенная толпа может возникнуть и исчезнуть где и когда угодно для этого нужны примитивные технические средства…». Политику Занзуэта отмел. Осталась общая идея. Впрочем, наверняка, нечто похожее на флэш-моб существовало и раньше. Помню, что, будучи студентами, я и мои товарищи в количестве десяти примерно человек как-то забрели на одну художественную выставку (это было во времена советской власти). Так как мы находились под воздействием различных алкогольных напитков, то настроение у нас было веселое: хотелось покуролесить и пошутить. В какой-то момент, мы, не сговариваясь, остановились возле картины (очередного шедевра соцреализма), на которой был, если мне не изменяет память, поле, трактор, румяный тракторист и весело вяжущие снопы колхозницы (ну или что-то в этом роде), и принялись восхищенно охать, закатывать глаза, цокать языками и восклицать: «Гениально! Потрясающе! Какая экспрессия! А какая глубокая идея! Нет, это просто шедевр!» Посетители выставки косились на нас с испугом, крутили пальцами возле виска. И кто-то даже высказал предположение, что нас, дескать, привели на экскурсию из сумасшедшего дома (который, кстати говоря, находился неподалеку от галереи).
Наша спонтанная выходка отличалась от современного флэш-моба тем, что все мы были друг с другом, разумеется, знакомы, заранее об акции не договаривались и были навеселе (что противоречит принципам «умной толпы»). Но в целом, все равно было похоже на нынешние проделки мобберов. Поэтому, вполне можно сказать, что идея флэш-моба давно витала в воздухе…
Мировая премьера флэш-моба состоялась в июне прошлого года в Нью-Йорке. В одном магазине появилось около 150 человек, которые стали придирчиво рассматривать один из ковров. Удивленные продавцы пытались подойти к посетителям со стандартным вопросом: «Чем я могу вам помочь?». «Покупатели» в один голос завялили, что они выбирают «ковер любви» для своей коммуны. Очень скоро акции мобберов прошли в Денвере и Лос-Анджелесе. Затем «зараза» начала распространятся по миру. 7 августа 2003 г. 300 лондонцев сказали в мебельном магазине: «Вау, вот это диван!». 14 августа сто бразильцев на людной улице Сан Паоло сняли по одному туфлю и постучали им по мостовой.
Первый в истории российский флэш-моб состоялся 16 августа 2003 г., в ГУМе, в центре зала у фонтана, в 19:33. Толпа людей внезапно начала ходить по кругу, а затем аплодировать. Правда, эта ФМ-акция прошла незамеченной, зато следующие наделали много шума: в Питере на Московском вокзале люди с шариками встречали какую-то Татьяну Лаврухину, а в Москве на Ленинградском вокзале ожидали персону, обозначенную на табличках шифром NzR178qWe (говорят, что сначала собирались встречать некоего Владимира Владимировича). Еще одной успешной акцией флэш-мобберов считается акция, проведенная у Центрального телеграфа в которой участвовало человек 40. Игра называлась «Зонтики»: ровно в 14:00 надо было открыть зонт и невозмутимо продолжать движение вокруг Центрального телеграфа, если не будет дождя. Однако дождь все-таки пошел, и все участники, согласно одному из условий акции, вошли с зонтами в здание Центрального телеграфа и, перебивая друг друга, стали спрашивать у сотрудников, сколько стоит отправить телеграмму в Катманду. Изумленные количеством людей, задающих одинаковый вопрос, работники телеграфа отвечали, что цена телеграммы в Катманду 9 рублей за слово. Но никто не смог рассказать, как фактически отправить телеграмму в Непал, и участники представления разошлись.
Очень быстро вирус флэш-моббинга перекинулся на другие города и страны СНГ. В Торговом центре Омска 40 человек молча сели на пол и пять минут завязывали шнурки. В Нижнем Новгороде люди ходили возле памятника Минину и уговаривали его не уезжать в Москву. При этом они держали в руках плакаты с надписью «Козьма, останься!» В Киеве продавщицу конфет замучили вопросом «Как с помощью сладкого поправиться на семь килограммов?». В Одессе люди в черном возложили цветы к пластиковому клоуну «Макдональдса». В общем, флэш-моб начал победоносное шествие по городам и весям. Сейчас, пожалуй, не почти не осталось городов, где бы не проводились акции мобберов.
Естественно, возникает вопрос: а зачем вообще это нужно? Внятный ответ пока дать никто не в состоянии. Возможно, в будущем появятся серьезные исследования на эту тему. Но уже сейчас выдвигаются различные версии. В одной из статей (автор Екатерина Мень), я вычитал, что "любая умная толпа, собравшаяся по частному, только им понятному поводу, наделившая смыслом «беспричинное», неутилитарное собрание добровольно идет на обмен «энергиями». Дескать, «необходимость такого обмена, большей частью даже неосознанного, возрастает в нашем многотиражном мире, где пять миллиардов людей локализованы и глобализованы одновременно. Новая современность диктует новые формы построения отношений».
Еще один автор высказал мнение, что флэш-моб «групповое психологическое упражнение, которое естественным образом появилось в ходе эволюции; лекарство от депрессии, изобретенное самой жизнью, помогающее людям найти себя, очиститься и избавиться от налетевшего в голову мусора». А вот зампредседателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин как-то даже высказал предположение, что ФМ «подготовка к пиаровским акциям или тренировки перед выборами».
Как бы там ни было, но движение флэш-мобберов набирает обороты. Причем, сегодня их акции уже не так спонтанны. И главное мобберы начали организовываться в группы. Они теперь почти не проводят открытый набор, как это было раньше (исключение составляют новички), а иногда стать участником флэш-моба можно лишь по приглашению, исходящему от одного из руководителей такой группы. Жаль. Ведь как весело все начиналось!
|