Правила бойцовского клуба
10.12.2003 | Павел ЕРЕМИН, Александр ЗАРЩИКОВ | Твой курс / АиФ-приложение
Несколько десятков человек стоят на Пушкинской площади перед монитором с рекламной информацией и неистово переключают кнопки пультов от телевизоров, возмущаясь тем, что показывают одну рекламу. Милиция в недоумении. Нескольким участникам акции предлагают предъявить документы. Через пару минут толпа растворяется среди огромного количества зевак так же неожиданно, как и появилась…
Flash mob (флэш-моб) «мгновенная толпа» или, по утверждению некоторых специалистов, «умная толпа» модное поветрие, получившее пафосный ярлык «первого массового увлечения XXI века». Появившись летом, новая забава буквально за считаные недели облетела весь земной шар. И теперь в самых разных уголках планеты люди одномоментно верещат в свои мобильники, пробуют расплатиться в кассе магазина тугриками или дружно поедают бананы. Суть данного явления состоит в том, что незнакомые люди договариваются по электронной почте или на форумах каких-либо веб-ресурсов (например, на www.flocksmart.com или www.livejournal.com) о встрече в определенном месте и проведении какой-либо акции по оговоренному заранее сценарию. Там, не общаясь друг с другом, в условленное время все одновременно начинают делать нечто неожиданное и дурацкое: например, танцевать, надувать разноцветные шарики, что-нибудь декламировать или красить друг другу губы. Для того чтобы не было разногласий, часы сверяют на специальном сайте.
Говорят, что первый пример подобного сумасшествия имел место в Нью-Йорке в июне этого года. Именно там около 150 человек вошли в мебельный отдел магазина «Macys» и все как один стали требовать «ковер для любовных развлечений» за десять тысяч долларов.
Новое развлечение объединяет под знаменами свободы самовыражения абсолютно разных людей. Здесь и студенты-гуманитарии, и менеджеры, и домохозяйки. Флэш-моб позволяет незнакомым людям хоть на несколько минут объединиться в суматохе многомиллионных мегаполисов. Никакой практической цели у флэш-моба нет.
Главная задача, декларируемая участниками таких действ, посмеяться и получить удовольствие от жизни, а также (!!!) поставить в тупик окружающих людей. После того как толпа растворяется, еще долго не смолкают недоумевающие вопросы непосвященных, ставших невольными свидетелями акции.
Следующая социальная революция. Идею «мгновенной толпы» организаторы первых таких сборищ почерпнули в прошлогодней книге Говарда Рейнголда «Умная толпа», которая вышла с агрессивным подзаголовком «Следующая социальная революция» (полный текст желающие могут найти на сайте www.smartmobs.com). Рейнголд утверждает, что современные технологии Интернета, мобильная связь, sms позволяют в считаные часы собирать людей в группы для осуществления масштабных проектов, вплоть до свержения правительства. И феномен распространения флэш-моба по миру еще одно ярчайшее подтверждение данного утверждения. Оф-лайн и он-лайн перемешиваются и создают новую реальность.
То, что произошло на Пушкинской площади 8 сентября, не было первым московским флэш-мобом. Первый состоялся тремя неделями раньше в ГУМе. Участники акции прошли вокруг фонтана и похлопали в ладоши. На этом все закончилось. Но на следующий день одновременно на Ленинградском вокзале в Москве и на Московском в Петербурге две небольшие группы встречали поезда «61» и «62» : первая группа держала в руках таблички с надписью «NzR178qWe» (просто произвольный набор букв и цифр). На второй табличке было написано «Татьяна Лаврухина. Общество анонимных алкоголиков».
Однако у флэш-моба на Пушкинской площади было одно очень важное отличие от остальных акций впервые с подобного сборища шла прямая, он-лайн, трансляция. «В таких акциях есть элемент скрытности, какой-то неожиданности, что очень привлекательно для людей», считает студентка факультета журналистики Российского университета Дружбы народов Анастасия Бондаренко, одна из участниц первых российских флэш-мобов.
Первое правило бойцовского клуба…
Как и у любого, даже стихийного, явления, у флэш-моба существуют свои правила. Вот несколько основных установок «моментальных столпотворений». Именно они и являются краеугольными камнями межнационального сумасшествия, ведь главное во флэш-мобе строгая организация. 1. Помните первое правило бойцовского клуба ? Никому не говорить о бойцовском клубе. Первая заповедь флэш-мобэра звучит примерно так же: информация о грядущих (планирующихся) акциях не должна появляться в открытых источниках. 2. Участие во флэш-мобе исключительно личное дело каждого потенциального участника. 3. Участники по возможности не должны общаться в период проведения акции. 4. Каждый новый флэш-моб должен быть оригинальным и не должен повторять проведенные ранее. 5. Флэш-моб не должен носить политический, религиозный или коммерческий характер. 6. Безопасность окружающих людей превыше всего. Акция не должна причинить вред и неудобства ни участникам, ни окружающим (так как организаторов у флэш-мобов нет, за противоправные действия, совершенные вами в период акции, вы будете отвечать лично). 7. Флэш-моб должен начинаться и заканчиваться одинаково внезапно. 8. Не приводите своих друзей, чтобы поглазеть. Не разглашайте условия акций посторонним людям, если вы в них не уверены.
В современном обществе люди, видимо, особенно остро чувствуют свое одиночество среди нескончаемых железобетонных стен и неоновых радуг, а подобные столпотворения как раз помогают ощутить себя частью чего-то целого. «Ваши шансы завести друзей увеличиваются колоссально по сравнению со старыми методами поиска таковых», не унимается гуру «умных толп». С этим, видимо, и связана бешеная популярность флэш-мобов по всему миру. Хотя неожиданно появившемуся флэш-мобу и предрекают быстрое вырождение под прессом тлетворного влияния средств массовых коммуникаций, это уже не будет иметь большого значения. Английский мобэр Саймон Хадсон утверждает: «Я думаю, что мы еще будем рассказывать об этом своим внукам, ведь такие штуки позволяют нарушить привычный ход жизни».
|